Меню сайта

Архив сайта

Версия для слабовидящих

Поиск
























Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приемы саморегуляции эмоционального состояния

Хочется заметить, что если родители и педагоги ос­воили навыки позитивного, конструктивного общения, то их способность к регуляции собственного эмоцио­нального состояния значительно возрастает. Некото­рые родители и педагоги с удивлением замечают, что, применяя «Я-сообщение» и «активное слушание» в об­щении с детьми, они успокаиваются и прекрасно кон­тролируют свое эмоциональное состояние.

Но все-таки повседневные стрессы накладывают «свой отпечаток». Порой мы терпим значительные пси хологические перегрузки, которые имеют свойство накапливаться, поэтому важно знать некоторые при­емы и упражнения, которые помогут снять лишнее эмоциональное напряжение и вернуть хорошее само­чувствие, что положительно скажется и на наших взаимоотношениях с детьми.

 

Упражнение 1 Прогрессивная мышечная релаксация с применением «глубокого дыхания» (М. Алворд, А. Бэйкер)

Техника «глубокого дыхания»  была подробно опи­сана в разделе «Формирование навыков контроля и управления гневом». Частично в том же разделе были описаны упражнения по прогрессивной мышечной ре­лаксации. В данном случае упражнения по прогрес­сивной мышечной релаксации приводятся полностью.

Эти упражнения можно делать как полностью, так и отдельными группами (блоками) (столько, сколько вам захочется их делать). Важно, чтобы упражнения, по возможности, проводились в одно и то же время; в удобном для вас месте (на кровати, диване, мягком кресле, ковре) и желательно под приятную для вас музыку, которая действует на вас успокаивающим об­разом (шведские психологи рекомендуют исключитель­но классическую музыку, и в основном, Моцарта и Баха).

А-блок «Рука» (после каждого блока упражнений делается глубокий вдох, задержка, медленный выдох).

1. Делаем   глубокий,  плавный вдох; на  задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (поочередно, на­чиная с правой стороны, затем с левой, но можно и одновременно сжимать оба кулака сразу); выдох медленный и спокойный: кулак медленно разжи­мается; отдых (несколько секунд). В дальней­шем везде предполагается, что вдох — плавный, а выдох — медленный и спокойный (рот слегка при­открыт).

Глубокий вдох; на  задержке дыхания:  сильно напрягаем только руку (от кисти до плеча); выдох: медленно расслабляем руку (или обе руки); отдых.

Глубокий вдох; на задержке дыхания: зажимаем только плечо (или оба плеча); выдох: медленно отпускаем; отдых.

В-блок «Шея» (избегайте резких движений).

Глубокий вдох; на задержке дыхания: опустить голову и напрячь шею; выдох: медленно рассла­бить шею, вернуть голову в исходное положение; отдых.

Глубокий вдох; на задержке дыхания: повернуть голову вправо, напрячь шею; выдох: медленно расслабить шею, повернуть голову в исходное поло­жение; отдых.

Глубокий вдох; на задержке дыхания: повернуть голову влево, напрячь шею; выдох: медленно рас­слабить шею, повернуть голову в исходное положение; отдых.

Повторите упражнение 4.

С-блок «Живот».

8. Глубокий вдох; на задержке дыхания: втянуть живот, слегка напрячь; выдох: «распустить» живот, вернуться в нормальное положение; отдых.

Данное упражнение делается 2 раза.

Д-блок «Ноги» (вся группа упражнений делается сначала с правой, а затем с левой ногой).

9. Глубокий вдох: подняли ногу (угол 30°—45°); на задержке дыхания: вытянуть мысок и напрячь; выдох: расслабить мысок, опустить ногу; отдых.

10. Глубокий вдох: подняли ногу; на задержке ды­хания: вытянуть пятку вперед и напрячь; выдох: расслабить пятку, опустить ногу; отдых.

То же делаем с другой ногой.

Е-блок «Голова».

Глубокий вдох: на задержке дыхания: сильно улыбнуться и напрячь мышцы вокруг лица; вы­дох: расслабить мышцы; отдых. Глубокий вдох: на задержке дыхания: напрячь нос («прогнать муху»); выдох: расслабиться: отдых.

Глубокий вдох: поднять брови вверх; на задержке дыхания: напрячь брови и область лба;  вы­дох: расслабить лоб, опустить брови; отдых.

Глубокий вдох: на задержке дыхания: сильно напрячь макушку; выдох: расслабить макушку: отдых.

Представили (визуализировали) себя в уютном месте, где вам обычно, хорошо и где вы чувствуете себя спокойно (отдыхаете). Сделать глубокий вдох: задержка; медленный выдох (делайте по вре­мени это упражнение столько, сколько вам необходимо).

Потянитесь; повернитесь вправо, влево; сядьте, а потом встаньте (главное не делать резких движе­ний).

Упражнение 2 «Продуктивное волнение» (Дж. Нейхард)

 Это упражнение хорошо для тревожных людей, ко­торые хотели бы научиться быстро справляться со сво­ей тревогой, излишними беспокойствами и волнени­ем, а не «отыгрывать» их на собственных детях.

Выберите для занятий такое место, где можно было бы заниматься каждый день желательно в одно и то же время. Для занятия выделяется 30 минут в день.

Составьте список «возможных и имеющихся не­приятностей». В колонку «серьезных тревог» запиши­те то, что тревожит вас больше всего. В колонку «мелких тревог» внесите то, о чем вы беспокоитесь не так часто и не очень сильно.

Сначала просмотрите список мелких тревог. Если какие-то из них можно устранить немедленно или же в скором времени, то это не неприятности, а будничные дела. Вычеркните их из списка.

Если в списке остались еще какие-нибудь тревоги — выкиньте их из головы. Вы ведь сами решили, что они незначительные, не стоит тратить на них время и силы.

Теперь посмотрите список серьезных тревог. Уделите им 15 минут и поволнуйтесь: вспомните, как они возникли, подумайте о том, как они развиваются и
как смогут повлиять на вашу дальнейшую жизнь.

Через 15 минут прекратите размышления и переживания. Теперь расслабьтесь под музыку в тече­ние 2 минут, используя глубокое дыхание. Выдыхая,
говорите себе: «Я совершенно спокоен».

Теперь вернитесь к списку серьезных тревог. Возьмите ручку и лист бумаги, используйте оставшие­ся 13 минут, чтобы составить план действий для каждой ситуации в отдельности. Когда вы составите четкий план действий, ситуация перестанет быть тревож­ной, и, значит, ее можно будет вычеркнуть из списка. Если же вам не удается ничего придумать, отложи­те список до завтра.

Ровно через 13 минут прекратите упражнение. Повторите его на следующий день, в то же время и в том же месте.

Если все идет хорошо, сократите время «бесполезного» волнения до 5—10 минут и увеличьте время для выработки плана действий. Если же дела идут хуже, чем раньше, тогда выделите больше времени (до 20 минут) на «бесполезные» переживания и сократите
время на обдумывание решений (до 8 минут). Но в любом случае оставьте 2 минуты на то, чтобы расслабиться. По мере успешного овладения методом вы замети­те, что не только избавитесь от обременительного гру­за переживаний и обретете эмоциональную стабиль­ность, что самым благоприятным образом отзовется на ваших взаимоотношениях с ребенком, но и научитесь эффективно организовывать свою деятельность, быть более собранным и дисциплинированным.